Технология изготовления цветов из ткани. Для начинающих



Вот выкройка для этих цветов:
И необходимые инструменты








Технология изготовления цветов
Чтобы сделать цветок, максимально похожий на реальный, его нужно хотя бы разглядеть, чтобы понять его строение. В некоторых книгах даже советуется живой цветок разобрать на части, высушить детали и сделать с них выкройки. Но это как-то жестоко. Тем более что очень важны окраска цветка и его образ – ведь многие цветы по строению очень схожи, но при этом мы всегда отличим астру от хризантемы или «золотого шара».Большинство декоративных растений состоят из стебля с листьями или без них, который увенчивается головкой самого цветка. Цветок состоит из лепестков, которые образуют венчик, а также из тычинок и пестика (завязь). Головка цветка, как правило, в месте прикрепления к стеблю имеет чашечку, что облегчает сборку искусственного цветка. Но у таких цветов, как тюльпан, лилия, мак, венчик не имеет чашечки и крепится прямо к стеблю, тогда крепление приходится производить изнутри.

Изготовление выкроек
Лепестки венчика, чашечку и листья вырезают по выкройке. Выкройки для каждого цветка делают из плотного картона. Контуры детали обводят по выкройке на ткани острым кусочком мыла или карандашом, желательно схожего цвета с цветом детали. Выкройку раскладывают на ткани строго по косой линии. Хранить подготовленные детали цветов и листьев, во избежание загрязнения и заломов, лучше в бумажных конвертах или коробках из-под конфет.Желатин и крахмал
Чтобы детали из ткани держали форму, их нужно накрахмалить. Раствором желатина или крахмала обрабатывают только сухую окрашенную и выглаженную ткань. Натуральные и искусственные шелка, ситцы, сатины, атласы крахмалят пищевым желатином, некоторые хлопчатобумажные ткани и бархат – желатином или картофельным крахмалом.Желатин готовят следующим образом: 3 чайные ложки желатина заливают холодной водой (200 мл) и настаивают не менее 1 часа. Затем получившийся раствор переливают в жестяную посуду, ставят на водяную баню (в большую посуду с водой) и, постоянно помешивая, нагревают. Как и в случае с крахмалом, желатин нельзя кипятить.
Можно приготовить желатин и более традиционным способом: 3–4 ложки мелкорубленого желатина (или 2–3 пластинки листового) заливают 1,2 стакана холодной воды и дают ему 50 минут постоять и разбухнуть. Затем в разбухший желатин вливают 1,2 стакана, но уже кипятка и быстро размешивают. Если желатин старый и не полностью разошелся, то его подогревают на паровой бане. Приведенный рецепт желатина рассчитан на крахмаление натурального шелка.
Для плотных тканей – вискозы, ситца – требуется более слабый раствор желатина, а для капрона, батиста, крепдешина – более насыщенный. Чем тоньше ткань, тем больше желатина она потребует. Бархатные ткани аккуратно покрывают желатином только с изнаночной стороны (флейцем, ватным тампоном или просто руками). На ворсистую (лицевую) сторону бархата желатин попадать не должен. Делается это на весу, а небольшие куски бархатной ткани желатинят на платяной щетке, положив ткань лицевой стороной на щетину. После того как ткань высохнет, ее аккуратно, также на весу, гладят.
Другие ткани опускают сухими в горячий раствор желатина и отжимают, пропуская сквозь пальцы, чтобы убрать излишки желатина. Сушат накрахмаленные ткани в пяльцах, на раме или, хорошо расправив и разгладив руками, на веревке. Ткань нельзя отжимать и скручивать.
Качественно сделанная ткань должна шуршать. Если желатина было недостаточно или он оказался плохого качества, то ткань плохо держит нужную форму, а ее края лохматятся. Если концентрация желатина оказалась слишком сильной, то на ткани образуются заломы, как на бумаге, и она тоже непригодна к работе. Если вы неудачно обработали ткань желатином (слишком слабо или слишком сильно), не расстраивайтесь, а просто замочите ткань в холодной воде, отстирайте и повторите процесс обработки ткани желатином заново. Крахмал готовят следующим способом: 1 столовую ложку картофельной муки разводят в 1,2 стакана холодной воды и выливают в стакан кипятка, тщательно размешивая получившуюся смесь. Если образовались комочки, то кисель процеживают сквозь марлю. Сухую ткань опускают в крахмал, смачивают в нем и расправляют, очищая от комочков. Можно сухую ткань разложить на столе (закрытом клеенкой) и флейцем нанести на нее тонкий слой крахмала. На первый лоскут кладут второй и тоже смазывают крахмалом, затем третий и так далее. Потом лоскуты по одному, не отжимая, развешивают на веревке. Сушить накрахмаленную ткань можно также на пяльцах или на раме, на которой влажную ткань закрепляют, желательно медными гвоздиками.


Изготовление тычинок и пестика
Особую прелесть цветам придают тычинки и пестик. У всех цветов они разные, и часто именно благодаря изящно сделанным искусственным тычинкам и создается живое ощущение от цветка. Работая над цветком, нужно не только воссоздать точный абрис лепестков венчика, но и постараться передать характер и расположение тычинок с пестиком в цветке. Тычинки в основном делают из ниток, простых 10 или шелковых. Делается это так: на ровную полоску картона (или на пальцы левой руки, или на два карандаша) наматывают накрахмаленные нитки в том количестве, сколько нужно тычинок. Затем нитки снимают с картонки, завязывают посередине и обрезают с двух сторон на нужную длину. Можно нитки разрезать прямо на картонке.
Из вощеной белой бумаги, папиросной бумаги или цветной копирки можно сделать тычинки для мака восточного или лилии. Пестик у цветов бывает самый разнообразный: круглая завязь (мак), продолговатая (тюльпан), три завитка (колокольчик). О том, как изготовить пестик, будет рассказано ниже, конкретно для каждого цветка.

Изготовление листьев
Листья выкраивают по шаблону или вырубают вырубкой из накрахмаленной ткани по косой линии. Сразу же вырезают зубчики – острые или полукруглые, в зависимости от растения.
Проволоку сначала обвивают светло-зеленой, желтой или коричневой папиросной бумагой, тканью или обматывают тонким слоем заранее окрашенной ваты. На том конце проволоки, который будет крепиться к стеблю, бумажная или ватная обмотка должна выступать за конец проволоки, чтобы потом легче было подклеить лист к стеблю и скрыть место прикрепления. Смазанную клеем проволоку-жилку кладут строго по центру листа и проглаживают утюгом. Если материал очень тонкий, то лист делают двойным, и в этом случае проволока будет находиться внутри него (например, у листа ириса).

Обработка стебля
Большинство цветов собирают через стебель, держа цветок головкой вниз и нанизывая на проволоку венчик и чашечку. После этого проволоку превращают в стебель: смазывают ее клеем и аккуратно наматывают на нее полоску бумаги или тонкой ткани.
Ткань нарезают полосками по косой. Хорошо, если бумага или ткань зеленого цвета, но можно и покрасить стебель после того, как вы его обмотаете и клей высохнет. У некоторых цветов (тюльпан) стебель должен быть плотным, и тогда под обмотку на проволоку накручивают тонким слоем вату. Для стеблей мака характерна ворсистость, которую можно сделать, если обмотать проволоку тонким слоем окрашенной и смоченной в клее ватой. Вату нужно распушить на тонкие волокна без комков и последовательно намотать на проволоку.


Гофрирование деталей
Аккуратно вырезанные и тонко окрашенные лепестки и листья не будут выглядеть живыми, пока вы не придадите им форму. При помощи инструментов – булек и резцов – лепесткам придается объем, красиво гофрируется край, наносятся жилки на листьях и центральная жилка на цветке. Некоторые лепестки, например мака, гофрируют руками, что придает лепесткам более мягкую и ненавязчивую форму.Перед тем как начать гофрировку лепестков, венчиков и чашечек, нужно сделать шилом все необходимые дырки в середине или в местах соединения, чтобы потом не повредить и не смять нанесенную гофрировку.
Перед гофрировкой детали из плотных тканей лучше слегка увлажнить. Для этого деталь на пару минут заворачивают в чуть влажную марлю.
Для каждой ткани необходимо подобрать свой режим нагрева бульки, так как деталь из синтетической ткани может оплавиться, а из толстой ткани – не обработаться. Нагретую бульку держат вертикально и, надавливая на ткань, делают ею вращательные движения. Работают булькой на всех трех подушках в зависимости от технологии изготовления цветка. Необходимо следить, чтобы на ткани не образовались складки и заломы. Если образовался залом, то его можно устранить, разгладив ткань булькой на твердой резиновой подушке. Если убрать дефект не удалось, то деталь размачивают или заменяют.
Гофрировка венчика. С помощью нагретых булек разной величины лепесткам придается выпуклая форма. Уже окрашенный лепесток кладут на подушку с песком и прижимают горячей булькой в том месте, где должна быть выпуклость. Большими бульками делают центральные, одиночные углубления (чайная роза), а мелкими – вмятины в основании лепестка (мак) или мягкую гофрировку по краям (ирис), когда от центра лепестка горячей булькой проводят веерообразные полоски к краям. У розы булькой обрабатывают внутреннюю сторону лепестка, у ириса – внешнюю. Чтобы на ткани не образовалось подпалин, горячую бульку сначала пробуют на кусочке ткани, из которой сделаны лепестки.
Основные приемы обработки венчика


Основные приемы гофрировки листьев


После того как все жилки нанесены и листовая пластинка остыла, лист с изнаночной стороны гладят не очень горячим утюжком (крючком).
Выкройки и сборка цветов
На основе приведенных выкроек наиболее популярных цветов по принципу и подобию можно сделать и другие интересующие вас растения. Цветы из кожи, капрона и бумаги делают по тем же выкройкам. И даже если вы задумали изготовить «фантазийный» цветок, то и его лучше соотнести с реальным растением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий